Наверняка вам когда-нибудь приходилось убирать всю мебель из комнаты в вашем доме или квартире, будь то необходимость сделать ремонт либо при переезде. Вы замечали, насколько изменяется звучание вашего голоса в пустой комнате? Если да, то вы прекрасно понимаете, какую роль играет акустика помещения в общей картине домашнего театра.
Живое или мертвое?
Акустика – это одновременно и искусство, и наука. Эксперты в этой области говорят о пространстве или помещении в терминах «живое» или «мертвое». В идеале вам нужно что-то среднее. Стремиться надо к балансу между слишком большим количеством отраженного звука (живое помещение) и слишком малым (мертвое). Отраженный звук рождается, когда акустическая волна, прежде чем достигнуть ваших ушей, сначала отражается от другой поверхности. В то же самое время вы слышите и прямой звук, исходящий непосредственно из динамиков громкоговорителей. Пустая комната как раз является отличным примером «живого» помещения, где будет слишком много звуковых отражений. Комната, все поверхности которой покрыты звукопоглощающим материалом (пример – безэховая камера, которую используют для своих тестов производители акустических систем), будет примером очень «мертвого» помещения. Задача состоит в том, чтобы найти правильный баланс между первым и вторым. Слишком много отражений – и диалоги разобрать становится практически невозможно. Слишком мало – исчезает эффект пространства, глубина и объемность звукового поля. Проще говоря, комнату ДК важно не переглушить.
В добавление к отраженному звуку, полезным является присутствие некоторого объема звука рассеянного. Когда звуковые волны отскакивают от плоской поверхности (стена, гладкий облицовочный камень, плитка и т.д.), они считаются отраженными. Когда же звук встречает на своем пути неровную поверхность, а затем разлетается в разных направлениях, он называется рассеянным.
Прямой, отраженный и рассеянный звукКак же в итоге все это применимо к вашей медиа комнате и персональному кинозалу? В медиа комнате обычно стоит поработать над правильной расстановкой мебели для достижения акустики, наиболее близкой к идеалу. Все, что имеет неровные поверхности, будет полезно для звука. Открытый книжный шкаф, набитый книгами, – идеальный пример! Обязательно убедитесь, что вы физически видите все акустические системы с основного места просмотра. Нехорошо, если АС чем-то перекрывается. Левую и правую фронтальные АС расположите на одинаковом удалении от места просмотра, если это возможно. Есть несколько способов улучшить акустику медиа комнаты с применением обычной мебели и подручных средств. Большие лиственные растения могут крайне позитивно сказаться на звучании. Добавьте в помещение ковер с длинным ворсом, и положительный эффект также не заставит себя ждать. Гобелены и прочие элементы настенного декора, особенно установленные позади слушателя, помогут получить необходимый объем рассеянного звука. Жалюзи и плотные шторы на окнах также будут полезны.
В настоящем персональном кинозале гораздо больше возможностей по достижению правильной акустики. Эксперты Cinemalounge произведут необходимые акустические замеры помещения и предложат оптимальный вариант оформления для получения необходимого результата. С целью поглощения и рассеивания звуковых волн применяются специализированные акустические панели, а также их сочетания. Будучи установленными на место, звуковые панели, как правило, обтягиваются акустически прозрачным декоративным материалом и становятся неприметными. К тому же, такое скрытое оформление делает ваш кинозал еще больше похожим на зал настоящего кинотеатра. Однако большинство производителей акустических материалов имеют в своей продуктовой линейке полный набор панелей для открытой установки. Как и полагается, эти панели чертовски привлекательно выглядят, и, если вы являетесь сторонником современного дизайна в стиле «техно», стоит подумать о подобном решении для вашего кинозала. Так или иначе, лишь точный расчет поможет определить, куда именно следует поместить те или иные акустические материалы.
Комнатные моды
Размеры комнаты влияют на то, каким образом в ней будут распространяться звуковые волны, и определяют акустические резонансы помещения. Их то и называют комнатными модами или стоячими волнами. Стоячие волны создают в комнате серию «пиков» и «провалов», при этом в определенных зонах уровни громкости могут быть как выше, так и ниже воспроизводимых источником. Звуковое давление, создаваемое модами, имеет более высокие уровни возле стен, еще более оно высоко в зонах двугранных угловых (стыки стена/потолок, стена/пол, стена/стена), а самые высокие уровни наблюдаются в зонах трехгранных угловых (стыки стена/стена/потолок или стена/стена/пол). Особенно ярко этот эффект выражается в области низких частот. И именно размеры комнаты играют роль в определении в того, насколько большой будет проблема и на какой частоте она возникнет. Комната в форме куба будет наиболее «проблемной» в плане акустики. Имейте это в виду при планировании помещения для будущего кинозала. Даже в комнате с идеальными пропорциями размещение зрительных кресел ровно посредине не будет являться идеальным вариантом. В процессе проектирования и создания вашего кинозала мы рассчитаем оптимальное место расположения зрительных рядов, где эффект стоячих волн будет сведен к минимуму. Для любителей DIY, не дружащих с акустическими расчетами, существует одно общее правило касательно данной темы: постарайтесь организовать место просмотра на расстоянии 1/3 длины комнаты от передней или задней стены. Как правило, именно в этих точках комнатные моды ощущаются меньше всего.
А что насчет шума?
Когда домашний кинотеатр способен заставить вас сползти к краю стула, но при взрывах барабанные перепонки остаются целыми, ваше помещение имеет очень низкий шумовой порог. Это означает, что посторонние шумы в помещении присутствуют в минимальном объеме, при котором они не способны замаскировать тончайшие звуки фильма. Шум может появляться из разных источников, включая вентиляторы охлаждения в оборудовании, вентилятор вашего проектора, какой-то шумный прибор и т.п. Если вам приходится выкручивать громкость, чтобы преодолеть имеющийся шум, первым делом страдает ощущение глубины динамического диапазона, и, как следствие, снижается общий уровень удовлетворенности вашей системой. В идеале вы буквально должны слышать, как в другом конце комнаты на пол падает булавка. При создании вашего персонального кинозала мы обязательно учитываем этот фактор и добиваемся снижения фонового шума до требуемого порога. Подробнее об этой теме читайте в нашем отдельном материале.
В итоге
Многие даже не задумываются об акустике помещения, когда планируют обзавестись домашним кинотеатром. Просто позорно потратить кучу денег на оборудование и не создать для него достойное окружение, где оно сможет полностью раскрыть свои способности. Особенно, если позволяет ситуация. Доверьте нам решение акустических и шумовых проблем вашей комнаты, и вы не поверите, насколько возрастет эффект от домашнего кинотеатра. Профессионально настроенный набор оборудования за $3000, установленный в грамотно спроектированной и акустически оформленной комнате, выиграет в плане звучания у грубо настроенного комплекта за $10000, установленного в комнате с плохой акустикой. Разумеется, в правильной комнате более дорогой комплект засияет еще более яркими красками!
Надеемся, что эта статья помогла вам понять, что одним из самых важных компонентов домашнего театра является комната сама по себе!
Позвоните нам по тел. (499) 638-4509 и закажите БЕСПЛАТНУЮ консультацию эксперта с выездом на место!
Мы в соцсетях