Акустическая оболочка домашнего кинозала. Назначение и устройство.

Введение

3D модель модульной акустической оболочки домашнего кинозалаВ данной статье мы детально разберем все, что касается акустической оболочки персонального домашнего кинозала. Вначале мы вспомним, какие требования предъявляются к звуку внутри домашнего кинозала, и зачем вообще нужно что-то делать с комнатой в плане акустики. Затем расскажем о том, что же мы понимаем под термином «Акустическая оболочка», и объясним, какие задачи позволяет решить ее наличие. А потом приведем классификацию возводимых акустических оболочек, где укажем на плюсы и минусы каждого из ее видов. В заключении сделаем выводы, окончательно расставив все необходимые точки над “i”.

Экскурс в акустику домашних кинозалов, определение акустической оболочки

Как мы уже неоднократно рассказывали в наших материалах ТУТ и ТУТ, итоговой целью реализации настоящего домашнего кинозала является получение возможности максимально погрузиться в происходящее на экране. Данный эффект достигается за счет соблюдения целого ряда простых, но в то же время очень важных требований при проектировании и реализации кинозала. Одно из таких требований – создание особой акустической атмосферы внутри помещения, отвечающей целому набору целевых характеристик.

Пример разброса уровня SPL в области НЧ

В качестве примера характеристик можно привести отсутствие эффекта «порхающего эха» и среднее время реверберации RT60, принимающее значения от 0,2 до 0,5 с. в зависимости от объема помещения. Приведение помещения в соответствие с данными характеристиками достигается путем его «зашглушения», т.е. расположения в определенных местах на поверхности стен, пола и потолка звукопоглощающих материалов. Для простоты повествования будем считать, что этим мы добьемся решения таких проблем, как неразборчивость диалогов и размытые звуковые образы в системе окружающего звучания. Нерешенной останется задача максимально ровной амплитудно-частотной характеристики звучания как каждой колонки, так и системы в целом. Основные и самые сложные в решении проблемы нас поджидают в области низких частот, где размеры самого помещения кратны длине волны на определенной частоте, создавая всеми нами «любимые» резонансы или стоячие волны. Для понимания всей серьезности ситуации можем сказать лишь, что, к примеру, в среднестатистической комнате, стены, пол и потолок которой выполнены из монолитного бетона (обычная ситуация для подвалов частных домов в РФ), колебания графика АЧХ на интервале частот от 20 до 200 Гц могут легко достигать значений в 40-50 dB! Вот почему целый ряд экспертов-акустиков считают главным компонентом домашнего кинозала само помещение и советуют никогда не экономить на его акустической подготовке.

Модульная акустическая оболочка студии BBCДля решения вышеописанных проблем или минимизации их влияния на акустику помещения и создается специализированная акустическая оболочка, позволяющая попутно решить целый ряд сопутствующих задач. Сам термин «Акустическая оболочка» пришел из профессиональной среды и привычен для уха специалистов-звукорежиссеров, работающих в студиях звукозаписи. Именно там любые акустические конструкции являются частью обязательной «оболочки», возводимой при строительстве студии. Мы считаем, что акустика домашнего кинозала – дело не менее сложное, а потому справедливо применяем данный термин применительно к созданию качественного звука в домашних условиях.

Итак, дадим определение акустической оболочки:

Акустическая оболочка домашнего кинозала это комплекс инженерно-конструкторских, акустических и общестроительных работ, целью которого является создание внутри существующего помещения специализированную конструкцию, решающую следующие задачи:

  • Создание акустической среды, соответствующей всем требованиям для кинозалов и обеспечивающей максимально достоверную репродукцию многоканальной звуковой дорожки кинофильма;
  • Звукоизоляция помещения кинозала;
  • Обеспечение мест для скрытой установки компонентов кинозала (акустических систем и сабвуферов, кабельных линий, усилителей, прочего оборудования и даже проектора);
  • Обеспечение полостей для скрытого размещения инженерных систем (освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования);
  • Возможность воплощения практически любой дизайнерской задумки без вреда для акустики помещения.

Создание акустической оболочки кинозала включает такие этапы, как:

  • Сбор первичной информации и составление ТЗ;
  • Проектирование (эскизное, рабочее техническое, акустическое – подробнее о проектировании в соответствующем разделе нашего сайта);
  • Производство, доставка и сборка акустической оболочки на площадке, общестроительные работы;
  • Отделочные работы – «натягивание» дизайн-проекта на акустическую оболочку.

В идеальном случае разработку дизайн-проекта кинозала следует вести параллельно с рабочим проектированием акустической оболочки. Такой порядок работ позволяет создать самые красивые и, в то же время, превосходно звучащие домашние кинозалы.

Виды акустических оболочек, плюсы и минусы

Пример непараллельности стен кинозалаВ основе наших акустических оболочек лежат несколько основополагающих принципов, первый из которых – отсутствие параллельных поверхностей. На практике это означает, что стены, пол и потолок не имеют параллельных друг другу плоскостей, а если и имеют, то их площади стремятся к нулю. Это позволяет «разбить» резонансы помещения и свести к минимуму влияние стоячих волн на результирующую кривую АЧХ системы.

Второй принцип – «правильные» соотношения размеров помещения. Длина, высота и ширина помещения могут быть скорректированы таким образом, чтобы получить наиболее равномерный разброс частот комнатных резонансов, дабы они не накладывались друг на друга и тем самым не усиливались. Высвобожденное после такой «перепланировки» пространство заполняется поглотителем и служит хорошей высокодобротной басовой ловушкой, т.е. используется очень эффективно. Подробнее о рекомендуемых соотношениях габаритов комнаты написано в специализированном материале на нашем сайте.

Следующий принцип – масштабируемость. Каждая новая акустическая оболочка проектируется с применением самых современных пакетов 3D-Cad моделирования и набора легко масштабируемых модульных решений, позволяющих вписать оболочку того или иного типа в существующее помещение.

Последний, но не в порядке убывания важности, принцип – технологичность. Все материалы, конструкционные решения и узлы стандартизованы, а процесс производства и сборки акустической оболочки регламентирован. Такой подход позволяет предлагать нашим клиентам самое выгодное как по цене, так и срокам реализации решение.

Скрытая установка акустики и акустических панелей в кинозалеВ нашем понимании акустическая оболочка обязательно должна служить конструктивом для скрытой («in-wall») установки АС, поглощающих и рассеивающих звук материалов, расположенных за акустически прозрачной тканью. Однако если возникнет желание так поступить (из дизайнерских или иных эстетических соображений), никто вам не помешает выполнить некоторые из приведенных выше элементов кинозала в открытом виде. На рынке имеется широкий выбор прилично выглядящих акустических панелей, так что при желании вы легко сможете удивить гостей открытой для глаз «диковинной» конструкцией в вашем кинозале.

Акустическая оболочка создается исключительно на базе специальных акустических материалов и в собранном состоянии полностью инертна по отношению к паразитным резонансам (звон светильников и посуды на полках, дребезг дверей, вибрации гипсокартонных перегородок и т.д.), так часто возникающим в обычном помещении, непродуманном с точки зрения акустики.

Акустическая дверь в интерьере домашнего кинозалаКрайне рекомендуемым элементом акустической оболочки является специализированная акустическая дверь, замыкающая контур звукоизоляции вашего кинозала. Дверь также должна быть акустически инертной и иметь сложную геометрию, а также многослойный акустический уплотнитель по всему периметру полотна, сводящий на нет возможность любых утечек воздуха. Толщина такой двери может легко достигать 15-20 см.

Собранная акустическая оболочка по сути является классической «комнатой в комнате», по праву считающейся наилучшим способом звукоизолировать помещение.

А теперь о классификации. Мы выделяем 2 основных вида акустической оболочки домашнего кинозала, каждая из которых соответствует ВСЕМ описанным выше основополагающим принципам. Основное отличие этих оболочек состоит не только в цене, но и в итоговом визуальном исполнении плоскостей помещения. Попросту говоря, вам подойдет только первый тип оболочки, если дизайн-проект кинозала подразумевает параллельные стены, пол и потолок. Второй тип оболочки подойдет для кинозала, дизайн которого допускает наличие наклонных стен и потолка. Далее расскажем подробнее о каждом типе акустической оболочки. Итак:

Тип 1. Модульная акустическая оболочка

Пример модульной акустической оболочки домашнего кинозалаЭтот тип оболочки наиболее распространен в силу популярности среди дизайнеров и заказчиков интерьера привычных классических параллельных стен, пола и потолка в любом помещении. Оболочка целиком производится на фабрике и доставляется на площадку в виде специальных акустических модулей-фреймов.

Каждый фрейм представляет собой «ящик», внутри которого расположена наклоненная в двух плоскостях на небольшой градус (3-50) мембрана. Собранные из таких модулей параллельные стены на самом деле никогда не будут иметь параллельных поверхностей. Потолок собирается из аналогичных модулей и никогда не будет параллельным полу. Элементы оболочки в итоге образуют самонесущую конструкцию, лишь в некоторых местах зафиксированную к стенам через специальные полиуретановые виброразвязки.

Такая оболочка обычно на 80% состоит из стандартизированных элементов и лишь на 20% из конструкций, изготавливаемых на заказ (специальные модули-проставки и доборы, дающие возможность кастомизировать всю систему под помещение).

Сборка стен модульной акустической оболочкиСборка оболочки из модулей выполняется за считанные дни, а сопутствующие работы по закладке коммуникаций и заполнению полостей звукопоглотителем занимают еще 1-2 недели, гарантируя неизменно качественный результат. И все это практически без каких-либо пыльных работ.

Оболочка уже имеет в своем конструктиве все необходимые полости для закладки коммуникаций и элементов инженерных систем кинозала, а модульный принцип позволяет с легкостью заменить стандартный фрейм на специализированный модуль, в котором, например, будет установлена АС окружающего звучания или видеопроектор.

Плюсы оболочки модульного типа:

  • Возможность построить кинозал с визуально прямыми стенами и потолком;
  • Минимальные сроки сборки;
  • Отсутствие пыльных видов работ.

Из минусов можно отметить:

  • Необходимость «отъесть» минимум по 30 см от каждой стены;
  • Немного более высокую стоимость относительно второго типа оболочки в расчете на 1 м2 пола.

Тип 2. Легкая акустическая оболочка

Пример легкой акустической оболочки с наклонными стенами и потолкомДанный тип оболочки подразумевает наличие в комнате наклонных или скошенных стен, а также многоярусного потолка. В идеальном варианте в помещении не должно остаться и двух параллельных друг другу поверхностей, а стены должны быть наклонены относительно пола сразу в двух плоскостях.

Каркас легкой оболочки изготавливается в фабричных условиях и устанавливается в помещении с применением специальных виброразвязок в местах фиксации к имеющимся стенам и потолку. Это позволяет с высокой точностью воплотить проектную 3D-модель с соблюдением всех заложенных углов наклона каждой из поверхностей. Внутрь каркаса закладываются необходимые коммуникации и элементы инженерных систем. Затем он обшивается акустически нейтральным листовым материалом в несколько слоев через виброразвязывающие прокладки, образуя необходимые наклонные поверхности стен и потолка. Полости между оболочкой и исходными стенами комнаты заполняются сыпучим звукопоглотителем. Поглощающие и рассеивающие звук панели занимают свое место на стенах и потолке, и комната готова к финишной отделке.

Строительство легкой акустической оболочки с наклонными стенами и потолком

Плюсы оболочки данного типа:

  • Меньшая стоимость за 1 м2 пола относительно оболочки модульного типа;
  • Площадь чистого пола помещения практически не меняется за счет сужающихся к потолку стен;
  • Необычность в архитектурном плане.

К минусам можно отнести:

  • Отсутствие привычных прямоугольных пропорций помещения;
  • Несколько большие, чем в 1 варианте, сроки сборки;
  • Наличие небольшого количества пыльных видов работ.

 

Заключение

Какой бы тип акустической оболочки вы ни выбрали, можете быть уверены, что она решит все поставленные задачи и позволит превратить «бетонную коробку» вашего помещения в «зону акустического комфорта», отвечающую всем стандартам и требованиям.

Пример отличного домашнего кинозала с прямыми стенамиЗначение данной статьи расходов в общем бюджете на кинозал нельзя переоценить: только полноценная акустическая оболочка позволит раскрыть весь потенциал акустических систем, сабвуферов и электроники в Вашем домашнем театре.

Модульно-каркасная система акустической оболочки двух типов позволит создать кинозал практически любого дизайна в реальные сроки и по адекватной цене.